16.05.2025
Все статьиПри нынешнем темпе жизни просмотр фильмов или сериалов перестал быть событием: дома на фоне всегда что-то включено, в общественном транспорте люди смотрят новые серии сериалов по мере их выхода, размеры коллекции и доступность фильмов в онлайн-кинотеатрах уже превосходит все мыслимые и немыслимые временные лимиты человеческой жизни. Именно поэтому, вымирающий вид кинотеатрального человека: такого, который любит помимо просмотра фильма создать себе атмосферу не только домашним халатом, тапочками и тарелкой с быстрым перекусом, но и окунуться в атмосферу темного зала и большого экрана, очень важен.
Наша команда решила выделять как минимум один день в месяц на подобный ритуал (без халата и тапочек, но с перекусом: как вообще можно ходить в кино без попкорна?!) – это и поможет развеяться, и будет держать в курсе, что из фильмов ужасов сейчас в прокате. Таким образом есть вероятность найти для себя что-то по вкусу, либо посмотреть очередную стандартную поделку. Последний раз мы сходили на Микки-монстра, где к нашей команде присоединились: литературовед, историк философии Ася Занегина, и кинокритик, хоррор-эксперт Дмитрий Соколов; мнения по фильму разделились, что позволило создать разностороннюю рецензию. Нам понравилось такое времяпрепровождение (с послепросмотровым обсуждением фильма), поэтому, когда компания World Pictures пригласили нас на просмотр «Черных священников», компанию мы решили не менять.
Тема «демонов» в фильмах появляется достаточно часто: любого маньяка или убийцу можно оправдать «вселением в него демона», который заставил сделать гадкий поступок (особенно актуально в Америке, где стоит всего лишь доказать, что человек невменяем и вместо смертной казни за множественные убийства он будет сидеть под лекарствами в психиатрической клинике. Тема экзорцизма и изгнания демонов из человека, напротив, не является ходовой в кинематографе: за последние лет пять можно назвать не больше двух-трех фильмов, которые хоть как-то на слуху. Последний впечатливший меня фильм в этой теме был «Избави нас от лукавого» 2014 года, снятый по мотивам мемуаров полицейского, занимавшегося борьбой с нечистыми силами.
Именно поэтому, безмасштабный (хотя финал может опровергнуть это заявление), достаточно камерный фильм о корейских католиках, пытающихся изгнать демона из школьницы – выглядел очень привлекательно. Тема, над которой никогда не задумывался, но ставшая открытием – в Южной Корее реально много католиков. Основывая свои знания о культуре страны по дорамам, которые смотрит Дарья, неудивительно, что про религиозные направления знаю так мало: ни разу не видел, чтобы тема церкви поднималась у них в сериалах. «Черные священники» помог обогатиться новым знанием, которое отлично подходит для общего развития, но и без него можно было спокойно прожить.
Фильмы про экзорцизм строятся по одинаковому сценарию (не поверите: есть демон, которого надо изгнать), поэтому главный интерес составляют подача материала и качество съемки. С обоими пунктами «Черные священники» справляются отлично. В истории есть главный дуэт, состоящий из молодого, неопытного, но открытого миру помощника и повидавшего «всякое дерьмо» старшего, способного пойти наперекор главенству ради спасения одной маленькой девочки. Тандем получился колоритный и, скажем так, привычный: можно предугадывать развитие событий, а если зритель еще и насмотрен такого рода фильмами, то и действий.
Слишком долгое начальное раскачивание, вводящее зрителя в курс дела, может оттолкнуть (знакомства, внутренние междоусобицы, попытки вывести на чистую воду, сюжетный бэкграунд из детства), хоть и показывает обычную жизнь священников в Корее. Благодаря интересу к культуре, монотонная первая половина фильма проходит, но это будет только при первом просмотре: второй раз вступление в эту историю смотреть будет скучновато. А вот вторая часть, когда начинает происходить сам обряд, тут зритель прилипает к экрану. Ради этого обряда мы и смотрим фильмы про экзорцизм.
«Изгоняющий дьявола» задал стандарт фильмов про экзорцизм: после него в жанр привносились только какие-либо локальные дополнения, либо культурные особенности. Показать процесс изгнания демона с каждым новым фильмом становится все сложнее. Это как с зомби-фильмами: можно попытаться придумать для них что-то новое, но в любом случае они останутся мертвыми существами, поедающими мозги. Процесс экзорцизма сейчас может привлечь только поиском нестандартных дополнений к процессу, либо умелой съемкой. «Черным священникам» удается порадовать зрителя по всем пунктам.
Может показаться удивительным почему у нас запускают в прокат фильм 2015 года, но зная, что в сентябре выйдет спинофф в той же вселенной («Черные монахини»), вполне логично познакомить зрителей с первым фильмом, притом, что за десять лет он не потерял своей актуальности и смотрится вполне «на уровне». Всегда интересно открывать для себя что-то новое в жанре или, как в случае с «Черными священниками» смотреть на хорошо сделанную цельную работу, способную завлечь зрителя. Очень советую посмотреть фильм в кинотеатре: маленькие комнаты, в которых происходит действие, будут давить сильнее, а бритая (некогда милая) девочка с добротным басом сможет запустить тонкий ручеек холодного пота по спине.
Это было мнение Владимира Дорофеева, которого, хочет он того или нет, но привлекает азиатская культура благодаря наличию дома постоянно крутящихся фоновых китайско-японско-корейско-тайско-малазийских дорам. Далее вы прочтете обзор на фильм от литературоведа и историка философии Аси Занегиной под названием: «Лекарство от дьявола: историко-культурный комментарий о корейском детективном фильме ужасов «Черные священники».
На российских киноэкранах, спустя 10 (!) лет после феноменального успеха в Южной Корее, вышел фильм «Чёрные священники» (2015) режиссёра Чан Джэ-хёна. На родине это кино беспрецедентно успешно, хотя, казалось бы, главная тема фильма далеко не новая — экзорцизм. В центре сюжета «Чёрных священников» — история об изгнании злого духа из одержимой девушки двумя священниками. Один из них — отец Ким — опытен в делах экзорцизма и по-геройски эксцентричен. Ассистент отца Кима — молодой семинарист — беспечный парень, который до порученного ему мистического опасного дельца и слыхом не слыхивал про подобные обряды. На удивление фильм действительно оказывается свежим ростком в рассаднике множества фильмов (и зачастую — сомнительного качества) на избитую тематику. В чем же феномен «Чёрных священников» и почему их стоит смотреть, даже если у вас уже рябит в глазах от многочисленных «Оменов», «Изгоняющих дьявола», «Заклятий» и иже с ними.
Во-первых, в «Чёрных священниках» сразу же бросается в глаза нетипичное место действия и самобытный подход создателей к выбранной теме. Режиссёр Чан Джэ-хён — выпускник Корейского национального университета искусств — начинил свой фильм далеко не профанными отсылками к истории культуры и религии, создав интересный синтез христианской и буддийской культур, да еще и с примесью народных верований. Действие «Чёрных священников» происходит в Сеуле, для которого католицизм — религия еще совсем молодая (больше того, до 1880-х христиане в Корее были гонимым меньшинством), а уж фильмов, связанных с католическим дискурсом и реже — с тематикой экзорцизма — и того меньше. Об этом говорят даже начальные титры фильма, где зрителям сообщают определения слов, которые европейскому зрителю уже давно пояснять не надо: «католический священник», «дьякон», «экзорцизм», «одержимый», «розенкрейцеры».
Любопытно показан мир Римско-католической епархии в Сеуле, которая появилась только в XIX веке. Одним из мест действия фильма стал невероятно красивый кафедральный собор архиепархии Сеула — неоготическая церковь Непорочного Зачатья Пресвятой Девы Марии — национальный историко-архитектурный памятник конца XIX века. В «Чёрных священниках» с христианской культурой заметно соседствует другая — буддийская. Так, например, упоминается Праздник голодных духов. Вообще, Праздник голодных духов (плавающие даты в августе-сентябре) — общий для буддизма, даосизма и ряда народных религий в азиатских странах. Душа воспринималась здесь не как эфемерная сущность, а как живое существо, которое обязательно должны «накормить» их живые родственники с помощью различных обрядов «кормления» душ. Например, в рамках буддизма по усопшим служили мессы под аккомпанемент барабана или маленьких бронзовых колокольчиков (и колокольчики, и барабаны вы в «Чёрных священниках» тоже увидите). Священник приглашал все души прийти и отведать еды, которая была приготовлена для них в храме, чтобы они могли освободиться от голода, жажды и неисполненных желаний, которые мешают им заново возродиться в более высоких сферах вселенной. «Кормление» духов состояло не только из пищи. Это могли быть макеты мебели, домов, деньги. Все эти дары сжигались после их посвящения мертвым. Считалось, что мертвые могут использовать их во время своего пребывания в подземном городе – темном и холодном царстве мертвых.
Также известно, что создатели «Чёрных священников» сюжетно отталкивались от самого громкого случая смерти от экзорцизма, который произошел в Германии в 1976 году. Любителям фильмов ужасов не надо даже пояснять о деле Аннелизы Михель (это дело легло в основу нескольких фильмов, в частности, уже культового «Шесть демонов Эмили Роуз»), но так как этот текст могут читать люди, далекие от подобной темы, я кратко напомню, что случилось, тем более, что это важно для реальной исторической основы фильма. Аннелиза Михель умерла после совершенных над ней 67 (!) обрядов по изгнанию демонов. До фатального исхода девушка утверждала, что в нее вселились злые духи: она разрывала на себе одежду, истошно вопила, ела пауков и совершала ряд предельно странных вещей. Известно, что девушка с раннего возраста страдала от эпилепсии, но никакое лечение не улучшило ее самочувствия. Её физическое и умственное здоровье пошатнулось. К тому же, всё усугублялось строгим религиозным воспитанием девушки. Родители Аннелизы — истовые католики — решили, что дело не в эпилепсии, а в том, что их дочь оказалась во власти сатанинских сил. Тогда семья обратилась с просьбой к Католической Церкви провести обряды изгнания демонов, которые в итоге продолжались почти год. При этом Михель не принимала никаких лекарств: всё «лечение» состояло в многочисленных обрядах, около 50 из них были запечатлены на камеру. Летом 1976 года Аннелиза умерла от истощения и обезвоживания, похожая на иссушенную и истерзанную куклу — она весила всего 30 килограммов, а всё её тело было испещрено синяками, так как во время «изгнания демонов» ее силой привязывали к кровати. Смерть девушки вызвала фантастический резонанс в обществе, а о судебном процессе, который последовал после смерти девушки, знали и в Европе, и за ее пределами. Двум священникам и семье Аннелизы предъявили обвинения в преступном бездействии, которое повлекло за собой гибель девушки. В итоге всех приговорили к трём годам условного заключения. Точный диагноз Михель так и не был поставлен. Но есть версии, что у нее могли быть и диссоциативное расстройство, и шизофрения, и элементарный сильнейший стресс, что и вызывало припадки. В любом случае, большинство исследователей дела Аннелизы Михель, в их числе и католические священники и врачи-психиатры, считают, что всё произошедшее с девушкой вызвано надломленным здоровьем, а не сонмом демонов. Хотя, конечно, до сих пор хватает последователей версии о том, что Михель действительно была одержима. Та же мать Михель до самой своей смерти в 2005 году верила, что её дочь была во власти дьявола и своей смертью искупила чужие грехи. Смерть Аннелизы Михель спровоцировала также изменения обрядов экзорцизма (да, практикующие экзорцисты существуют до сих пор, а не только в кино) при помощи Ватикана.
Важно, что в «Чёрных священниках», помимо всех эффектных сцен, связанных с изгнанием зла, есть важная, трогательная и пронзительная борьба — борьба за душу, которая становится гораздо важнее провокационных и местами пугающих фрагментов. «Вера борется до конца», — одна из главных фраз фильма, который точно стоит посмотреть всем, кто интересуется не только кино об экзорцизме, но и религиозной символикой, а также и фильмами, в которых за ярким динамичным сюжетом скрываются важные духовные послания.
После настолько глубокой исторической справки, в финале статьи, уверен, вам будет интересно узнать мнение профессионального кинокритика Дмитрия Соколова, который может подобрать слова для рецензии более профессионально и емко, нежели эмоциональные и постоянно убегающие размышления Владимира.
Южная Корея, середина 2010-х. После загадочного несчастного случая молодая прихожанка католической церкви впадает в кому. Опытный священник отец Ким подозревает, что случившееся – не попытка суицида, а следствие демонической одержимости. Но пока Ватикан медлит с разрешением на экзорцизм, Ким решает действовать в обход официальных процедур и вербует молодого семинариста Чхве для проведения самостоятельного обряда изгнания бесов. Им придется сразиться с множеством демонов, населяющих тело измученной молодой женщины, но у Чхве есть и тайное задание от церкви: выяснить, не замешан ли его наставник в каких-либо домогательствах по отношению к жертве одержимости.
«Черные священники» - ранняя работа Чан Джэ-хвана, недавно прогремевшего на весь мир другим мистическим хоррором «Проклятие – зов могилы». Но время не властно над действительно талантливыми картинами, и «Черные священники» - яркий тому пример. Специфика фильма в том, что режиссер отлично соединяет локальный корейский колорит с универсальной доктриной католицизма, показав, как христианские традиции воспринимаются и перерабатываются в не самом для нас привычном контексте передовой азиатской страны.
Сценарий строится по всем канонам экзорцистского хоррора, разворачиваясь как драма, постепенно наполняемая все более жуткой мистикой. В первой половине фильма нам подробно представляют двух главных героев и погружают в тонкости подготовки к ритуалу. А начиная где-то с середины, когда Ким и Чхве начинают свой рискованный обряд, темп событий нарастает и под конец ритм становится уже бешеным, поскольку одному из героев приходится со всех ног бежать через ночной мегаполис, спасаясь от полиции, чтобы завершить обряд изгнания демонов.
Неторопливая экспозиция порой может навевать легкую скуку, но Чан Джэ-хван хорошо чувствует темп, и вовремя переключается между разными персонажами, а иногда подбрасывает неплохих скримеров. Здесь же приготовления к обрядам из католического репертуара перемежаются традиционными для корейской культуры шаманскими плясками, призванными напугать бесов – тема, которую Чан Джэ-хван мастерски раскроет в «Зове могилы». Сцены ни разу не пугающие, но смотрятся эффектно, в память врезаются хотя бы за счет красочных костюмов и отточенной хореографии. Правда, Чан Джэ-хван никак особо не поясняет значение показанных ритуалов, так что незнакомые с корейским колоритом зрители могут остаться в недоумении насчет их смысла.
Равным образом, не все намеченные в начале фильма сюжетные линии позже выстреливают, а жаль – их потенциал мог бы придать хоррор-компонентам еще большей зрелищности и тревожной двусмысленности. Если вопрос с возможными домогательствами хоть как-то закрывается в процессе экзорцизма, то концепт 12 демонов толком не обыгран, вопреки тому, что Ким не раз упоминает множество воплощений зла, поселившихся в девушке. Упор в «Черных священниках» долгое время делается на психологические портреты главных героев и их непростые отношения друг с другом. В этом «Черные священники» чуть напоминают «Изгоняющего дьявола», где драма тоже строится на разновозрастной паре экзорцистов.
Зато когда дело, наконец, доходит до ритуала изгнания, все становится на свои места. В тревожной полутьме Ким требует назвать от демона свое имя, а до смерти напуганный Чхве вновь и вновь повторяет молитвы, пока стены покрываются все новыми и новыми полчищами тараканов. Время от времени экзорцистов посещают видения, и Чан Джэ-хван отлично работает в широчайшей амплитуде эмоций, то вбрасывая в кадр умиротворенный образ святого Франциска Ассизского, то резко переходя к искаженному лицу девушки, изрыгающей проклятья. Но высочайший саспенс достигается, когда Чхве с визжащим поросенком (да!) на руках бежит через весь город. Вконец измотанного дьяка преследует полиция, а вокруг с грохотом разбиваются автомобили и рассыпаются мириады искр от поваленных столбов с электропроводами. При этом, никаких вычурных спецэффектов в духе «Избави нас от лукавого» или «Шести демонов Эмили Роуз» тут нет, все держится на добротной актерской игре, умелом монтаже и четкой операторской работе, за счет которых режиссер генерирует всевозрастающее напряжение.
В общем, «Черные священники» вполне способны порадовать и тех, кто любит классические фильмы об экзорцизме, и тех, кто предпочитает азиатский колорит в жанре. Излишняя медлительность в первой половине фильма с лихвой искупается насыщенным саспенсом атмосферой во второй, и заканчивается на мажорной ноте, эффектно сочетая христианскую мораль с продуманным саспенсом и корейскими традициями.
На удивление, в этот раз все мы пришли к мнению, что фильм «Черные священники» определенно стоит посмотреть: это и не самая заезженная для киноэкранов тема, и культурный быт другой (непривычной для зрителя) страны, и цельная история. А всем, кому она понравится, стоит обратить внимание на сентябрьскую премьеру «Черных монахинь».
16.05.2025
Все статьи