05.09.2022
Все статьиЗеркала стоит рассматривать не только со стороны нарциссизма и самолюбования, а для этого стоит обратиться к истории. В исторических музеях множество найденных археологами кусков истории зеркал – это и китайские круглые штуки, которые никто не поймет, как работают, греческие предметы с вкраплениями бронзы, похожие на то, что мы идентифицируем как зеркала, это и некие фрески I – III веков нашей эры, на которых изображены люди с тем, что мы привыкли называть зеркалами. Но так глубоко мы не будем капать – это уже удел исторических учебников, которые мы можем предложить поискать и проштудировать (если интересно), мы же, за основу истории зеркал возьмем XIII век.
Именно тогда, научились выдувать сосуды из стекла, а немного после был описан способ покрытия стекла тонким слоем олова (либо «вдувания олова в стекло» - кому как нравится). Хоть варианты создания были несовершенны, уже в XIV веке появился первый зеркальный цех, а в начале XV века венецианские братья выкупили патент и полтора века удерживала монополию по созданию зеркал. Так как для создания своих элитных зеркал они добавляли золото и бронзу в отражающий состав, цена приравнивалась к стоимости загородных домов или кораблей, отчего позволить себе их могли только королевские особы и недобросовестно богатые аристократы.
В XVI веке научились раскатывать то, что разбивали в XIII веке, тем самым открыв для опытов плоскую отражающую поверхность, которая не была подвержена дефектам разбитого шара и, по сути, произвела революцию в производстве зеркал. Потом пару веков были междоусобицы, когда французы, не желая платить большие деньги за предметы роскоши, выкрадывали мастеров из Италии, а обучившись их ремеслу, со спокойной душой травили. И так бы могло продолжаться и по сей день (если бы не удешевление производства, которое, как вы знаете, всегда ведет к улучшению качества), но в XIX веке немецкий химик произвел революцию. Он начал добавлять серебро, что способствовало улучшению качества изображения. Эта технология, практически без изменений используется и по сей день, при условии, что серебро уже давно не добавляют.
Зеркала плотно вошли в жизненный обиход не только в качестве утреннего аксессуара, позволяющего удивиться и помогающих вспомнить насколько хорошо было вечером, что с утра ты выглядишь ТАК, но и в технике и науке: примеры каждый сам сможет придумать, но так как мы любим ужасы, сразу вспомним о стоматологических зеркалах, а так как это статья в конечном счете приведет к теме фотографии, то вспомним о зеркальных фотоаппаратах. Как и в любом прогрессе, особенно «веселые» истории прогресса связаны, конечно, с медициной, с зеркалами тоже существует множество поверий, мифов, их часто используют в художественных произведениях, а уж фольклор ими полнится. Оставлять все веселье другим – не наш вариант.
Вспомним, что глядеть на себя в своих имениях людям позволили с XIII века. До этого только в речку глядеть или в тазу воду баламутить. В любом случае, речка – это что-то от природы, а вот разбитый кусок стекла, преломляющий свет и показывающий кривую, и не всегда детализированную картинку – это неестественно. Если приплести к этому общую скудность знаний о мире мы и получим огромное количество мифов и разномастных «придумок». К слову, существует очень интересная фобия – эйсоптрофобия (боязнь зеркал и страх увидеть собственное отражение), которая может быть связана с дисморфофобией (озабоченностью своей некрасивостью, уродством или старостью). Как по мне, эти две фобии должны быть в тандеме, способном пугать людей.
Раз, случайно, поднял тему фобий, остановиться уже не могу. Поиски материала с одной стороны разочаровали, так как каждые 2 из 3 сайтов с огромной всплывающей рекламой, которую никак не убрать, но с другой помогли найти у себя много интересных страхов! Помимо стандартных никтофобии, ахлуофобии, коурофобией, которые не раз были использованы в фильмах ужасов, нашлась одна изумительная фобия, которая теперь будет сопровождать меня до конца жизни – анатидаефобия – боязнь, что где-то существует утка, которая следит за тобой. Вот так живешь спокойно, опасаешься этих крякающих созданий, а оказывается есть не мало людей, кто опасается того же, так еще и продолжают думать об этом пернатом, когда его нет в поле зрения. Пролистав далеко не полный список фобий, понял, что они существует вообще на все. Реально на все.
Отклонение закончено (если такое возможно в столь богатой на витиеватости теме), вернемся к зеркалам. Поговорим о разномастных «придумках», которые придумали для себя люди, когда смогли любоваться и подглядывать, а также о всем страшном, что образовалось вокруг отражающей поверхности. Возьмем самые оригинальные, дожившие до наших дней, сказания и небылицы о зеркалах. Их, конечно, намного больше: в отдаленных деревнях, селах, поселках живут (условные) бабушки, которые от своих (тоже условных) бабушек помнят и исполняют все приметы, и передадут эти истории своим (условным) внучкам. Это могут быть вариации уже известных, так и что-то оригинальное; такое, что сложно найти.
В основном, как уже упоминал, зеркало считается образом иного (потустороннего, параллельного, очень похожего, загробного, фантастического или любого другого) мира, неким переходом, дверью. Излюбленная Кэрролловская Алиса с ее приключениями, наше «Королевство кривых зеркал» - примеров в кино и литературе можно набрать немало. Многие ужастики используют зеркало, как телевизор потустороннего мира, в котором живет зло или что-то подобное. Этот телевизор иногда может использоваться как дверь, через которую проходят или оказываются в нашем мире злые сущности (всеми известный постер хоррора 90ых с девочкой, тянущей руки к телевизору, должен сразу всплыть перед глазами).
Также существуют варианты зеркал, как неких галлюцинаций, видений, которые могут показать будущее или прошлое, указать, где находится интересующий субъект. Некоторые используются как дешевый аналог Ока Саурона, позволяющего взглянуть куда угодно (возможны ограничения дальности, но наличия других зеркал увеличивает дальность прорисовки). Иногда зеркала могут служить порталами (не как в прошлом абзаце, а как телепорты в одном мире – быстрое перемещение). Иногда в них может обитать большая голова, которая будет рассказывать, что творится в мире (выборочный аналог новостного диктора) и подлизываться к хозяину, в чьих покоях оно висит.
А есть еще общеизвестный факт о зеркалах: в них не отображаются вампиры. Потусторонние сущности (они самые) в нашем мире лишь гости, в то время как зеркала для них – портал для входа в иной мир (переплели все, что мы рассматривали в одно). Поэтому они и не могут любоваться собой. Но скорее, это связывали все с тем же изобретением немецкого химика, так как вампиры боятся серебра. Сейчас серебро добавляется только в самые элитные зеркала (опять же, которые могут себе позволить только королевские особы и недобросовестно богатые аристократы), поэтому обычные люди, вроде нас, не распознают вампира никак (бледность и малокровие мы спишем на плохую экологию и малое поедание витаминов, и превратимся в неиссякаемый сосуд красной жидкости для какого-нибудь подросткового вампиренка; будем надеяться на противоположный пол и не только румяные щечки после присасывания).
Помимо таких мифических составляющих жизни предметов для преломления света, существует еще огромное количество суеверий или примет, касающихся зеркал и условий обращения с ними. Вышедшее из моды (может и нет) суеверие, что зеркала нельзя вешать в спальне, иначе нечистая сила во время сна сможет забрать душу хорошего селянина, тем самым убив его, или еще хуже – переместится в его «вместилище» и уже этой нечистой силе придется ходить в офис с 9:00 до 18:00 5 дней в неделю. Еще одно, не котирующееся сейчас: нельзя пристально и долго смотреть на себя в зеркале, иначе смотрящий передаст всю свою энергию и будет испытывать опустошение (это при том, что смотрящий не ходит в офис). Особенно актуально для блогеров, которые рекламируют еду или косметику.
Но есть и такие, которые все еще остались и сомневаюсь, что уйдут из обихода: не смотреть в разбитое зеркало, завешивать все стеклянные поверхности после смерти близкого человека, не зажигать свечу перед зеркалом, посмотреть в зеркало, если пришлось вернуться домой за ключами, кошельком или ребенком, которого надо отвести в сад. Многие из нас помнят наказы от бабушки/мамы не делать то, что описал чуть выше. Можно верить или не верить в эти приметы, но пока хоть кто-то будет «по традиции» исполнять их, они останутся. Сколько лет люди пытаются выкинуть примету о черном, перебежавшем дорогу коте или шустрому проходу под стремянкой? Пальцы сами собой скрещиваются при виде Мурзика, а стремянка уже давно мала, чтобы под ней можно было пройти.
Помимо того, что все описанное выше можно априори считать логичным, существуют интересные статьи и обсуждения, касающиеся тематики зеркал. Одна «теория» (просто не знаю, как это правильно назвать) сводится к тому, что любое зеркало обладает собственно энергетикой, сложной энергетикой, настолько сложной, что даже ученые не смогли ее изучить. Практически цитирую: «зеркало не просто кусок стекла с покрытием из амальгамы – оно имеет не один отражающий слой, а большое количество других слоев с различными функциями, и еще никому не известно, на что способна каждая из этих прослоек». Никаких фильмов ужасов не надо! Просто подумайте о слоях.
Автор статьи утверждает, что за многие годы существования зеркал (именно ведьмы, колдуны, ясновидящие и другие мистики смогли оценить их тайное могущество), великие ученые умы сходятся во мнении, что пользоваться зеркалами надо реже, особенно если они чужие, старинные или установлены в общественном месте. Благодаря той самой неопознанной энергетике зеркала запоминают все, что имело неосторожность смотреться в них. А так как смотрятся не только ради улыбок и утренних омовений (вспомним «Американского психопата»), на энергетическом уровне зеркала могут влиять на судьбу человека. Хоть эта статья и была о вреде фотографирования себя в зеркале, думаю, интерпретировать ее ради благого дела и трансформировать во что-то большее, может получиться. И вишенкой на торте, как одно из поверий в той же статье: «женщине запрещается смотреть в зеркало в период месячных, так как в это время перед ней «открыта могила».
Вот так повесишь в прихожей зеркало, направишь его не в нужную сторону (для нахождения нужной придется перелопатить очень много литературы, сравнить углы преломлений, отражательную особенность, зеркальную способность и подобное) и уже ведьма будет мерещиться (та, которая по вечерам огуречную или улиточносклизскую маску на себя надевает), и по ночам свет в комнатах начнет мигать (возможно, все та же ведьма), и пугаться будешь самого себя, неудачно среагировав на периферическое зрение. Если дома еще и животинка есть – пиши пропало.
Как бы то ни было, многовековая вера в потустороннее, банальные страхи или огорчения людей касательно своей внешности, неугодные места, отображающиеся в тусклом ночном свете, разливающемся из кухни и выдающие нарушение общепринятого «после 18:00 ни-ни» - все это – годами сформированные устоит, от которых невозможно в одночасье отказаться. Да и зачем от них отказываться – лишняя привычка может показаться милой в чужих глазах или отвратить слишком мнительного друга. Лишнее оглядывание себя в зеркале раздражает значительно больше, чем нужда кинуть три пригоршни соли через плечо, при плохой координации и нарушении мозжечковой устойчивости.
Хорошие или плохие фильмы ужасов будут продолжать использовать зеркала для придания остроты моменту: злодейский злодей с ножом входит в комнату, где девушка перед трюмо расчесывает волосы, готовясь ко сну – она видит его в отражении; или для удорожания среднечкового скримера: со свечой, в темноте коридора, он идет к скрипящей двери, а в зеркале на стене мимолетно появляется мертвецки-бледная голова, сопровождаемая характерным утробным хрипом. Все мы видели эти моменты и не раз: они, действительно, по-своему хороши, если умело снять и показать.
И вот мы подошли к главной части всего этого повествования, а именно коротенькому рассказу зачем мы все это затеяли и к чему это привело. В начале лета я раздобыл некоторое количество зеркал, производства СССР, в отличном качестве, практически без дефектов. Прям очень красивых, но вешать их некуда (можно приписать к боязни всего того ужаса, о котором было вступление), потому, собрав группу для мозгового штурма, решил использовать их по какому-либо назначению.
В голове начали образовываться фантазии (никак не связано с зеркалами – фантазии были об отдыхе), одной из которых было желание попробовать передать атмосферу мистики, атмосферу чего-то потустороннего через фотографию. Так как лето, вся наша команда поучаствовала в подборе локаций (принудительно) и придумывании идей (добровольно принудительно). Конечный результат нам понравился, поэтому принял решение продолжить эту тему, охватив не только летний сезон. Осень уже началась, а там много красивой листвы, слякоти, мокрой прохладной грязи – можно разгуляться. И раз уж «небольшой текст» про зеркала получился на 2000 слов, не показать в конце готовые фотографии было бы непростительно.
Первым набором фотографий будет прекрасная Полина, которая ради искусства, очень в нежаркую погоду, залезла в воду и корчила мне рожи, заставляя выписывать пируэты на краю пруда (мне в воду лезть совсем не хотелось). Получилось красиво (обязательно отметьте сходство платья с Алисой), мокро и немного резко. Мистика получилась не только в фотографиях с зеркалом, а там, где мистика не получилась, будем считать, что получилась «сказочность».
05.09.2022
Все статьи