10.11.2022
Все обзоры книгЛегенды о проклятии, сгустившемся над поместьем Карди, насчитывали столетия… Пропажи и извращенные убийства людей, мор и порча скота… Даже крестьяне догадывались о причине бед, но тайна была надежно укрыта от мира. Теперь юному наследнику предстоит изучить историю своего родового гнезда и с помощью друзей снять с него злые чары. Роман барона Олшеври – это напряженный квест и яркие персонажи, среди которых… первая в мировой литературе женщина-вампир!
Луна все прибывает, и скоро полнолуние. Уверенность и спокойствие испаряются, а ожидание и желание вновь насладиться покачиванием в лучах месяца все нарастают. Серебряные волны плывут, и ты точно летишь, летишь, а он тут рядом, ненавидимый и желанный.
У любого нормального человека увлечение вампирами должно происходить с романа ирландца (странно, что британцы не взяли его заслуги себе) Брэма Стокера и его неумирающей классики. Это как с фантастикой: о роботах надо знакомиться с Азимовым, с космическими полетами с Гаррисоном, а фэнтези – через Толкиеновское Средиземье. Вот и для нас, граф Дракула (в исполнении Гэри Олдмана или Лесли Нильсена) стал входным билетом в общество Кровопийцев. Мне напомнили, что после Стокера надо взяться за Райс – соглашусь.
- Вообще некоторые здешние церковные книги в своем роде раритет, – продолжал Карл Иванович. – Так, в том году, когда был похоронен ваш родственник, значится много умерших, все больше молодежь и все с пометкою «причина неизвестна» или «от сердца», что, собственно, то же, что «причина неизвестна». Видимо, была эпидемия, но так и не определено какая. Через пятнадцать лет эта эпидемия повторилась и опять не была определена, – докончил Карл Иванович, снимая очки.
Когда я первый раз взялись за книгу (а то был год 97-99) понял очень мало. Манера повествования по письмам не прельщала и казалась пережитком, в то время как сейчас – это сомелье, предлагающий лучшую бутылку из погреба. Правда, смаковать горький напиток надо учиться, а в 10 лет тяга к обучению не особо выделяется на фоне возможности побегать на свежем воздухе, поэтому книгу просто прочитал. Бег бегом, а вампиры все-таки интересные существа. И я начал поиски других книг на данную тематику. Как раз после этого в «Молодой гвардии» были взяты Лестат и интервью с другими вампирами.
Чудный закат солнца; огненный шар вот-вот погрузится в волны, море охвачено светом, точно пожаром. Волны плещут о борт парохода и навевают на душу безотчетную грусть.
Примерно в то время, когда в школе дают список литературы на лето, книги из которого я искал, чтобы собрать в кучку и быть благополучно вывезенным на дачу к родственникам и дать родителям отдохнуть, проштудировал дедушкину коллекцию книг. В необъятных коллекциях русских писателей была найдена маленькая черная книжка, на которой был изображен кадр из культового Носферату (как мне это сейчас представляется) и сверху название: «Вампиры» - четко, лаконично и по делу. Воспоминания подсказывают, что книга тогда очень понравилась, но каким-то образом была утеряна и как-то позабылась.
- Не слушайте его, у него нет ни капельки поэзии в душе, – перебил хозяин. – Туман, особенно при свете месяца, принимает образы прекрасных молодых женщин, на голове венок из мертвых роз, а по плечам вьется белое легкое покрывало… Глаза горят как звезды, а тело светится розоватым оттенком…
До момента, пока издательство РИПОЛ классик в своей серии Horror Story не выпустило это легендарное (по крайней мере для меня) произведение. Сразу и название вспомнилось и волна дрожащих воспоминаний – классика. Название у романа было не просто «Вампиры», как могло показаться, а с дополнением: «Фантастический роман барона Олшеври из семейной хроники графов Дракула-Карди». Издательство добавило вступительную статью профессора РГГУ к роману, который приоткрывал завесу тайны романа.
Сегодня хозяин изобрел новую забаву: чтение. Недавно он принял к себе на службу старика библиотекаря, Карла Ивановича Шмидта, для разборки нужных бумаг, а главным образом для отыскания в местном церковном архиве документа о смерти или погребении одного из графов Дракула.
Оказывается, самая ходовая теория – роман написала наша соотечественница, скрывающаяся под псевдонимом барона Олшеври. Вообще, имя написано «б. Олшеври», что можно прочитать «больше ври». Эта простота перевернула наш взгляд на роман. Вступительная статья опишет все это более научно, лаконично и заинтересовано, ее стоит прочесть. Узнав много нового (как об авторе, так и о стилистике текста) мы приступили к самой книге, которая на обложке говорит о первой девушке-вампире!
На минуту я забыл, что она умерла и бросился к ней: «Графинюшка, милая!» Она ласково посмотрела, да и говорит: «Петро, за что ты меня преследуешь?» Тут я вспомнил, что она мертвая, отскочил, а она за мной. «Оставь меня в покое, и я тебя не трону», – и голосок у нее такой нежный. «Бог с вами, – говорю, – графиня, ведь вы же умерли… и похоронены». – «Умерла… и все-таки живу. Не мешай же мне».
Роман, как и тот, на который он опирается, написан в нескольких временных промежутках, соединенных письмами, которые молодой господин Гарри, новый хозяин поместья, находит на протяжении книги. В романе напрямую говорится о вампирах (в которых само собой никто не верит, до поры до времени), которые методично истребляют слуг, деревенских и изредка посетителей светских мероприятий, кои юный новый граф любит устраивать. История, рассказанная через письма, плавно приведет к финалу в настоящем и переплетет истории и судьбы множества действующих лиц книги.
Был у доктора и пациент – молодой поденщик, но он не доставил доктору много хлопот: захворал ночью, а к закату солнца и умер.
Не стоит ожидать от текста столетней давности какого-либо экшена – здесь вампиры просто подсасывают людей, без деталей, только с двумя характерными дырочками. Метаморфозы в животных, прятки, сокрытие своей сущности перед обычными людьми – все характерные особенности Стокера с любовью и уважением перенесены в роман «Вампиры». Свой Ван Хельсинг имеется, а вот Игоря не добавили. Архетипы персонажей перекликаются с первоисточником, если читатель не так давно освежал в памяти Стокера – будет приятным бонусом.
- Да, – прервал Джеймс со строгим и холодным лицом. – Я утверждаю существование вампиров в наш двадцатый век. И эти письма – не средневековые сказки, а страшная, роковая действительность.
Любовные истории занимают значительно больше места, чем погони за вампирами. Посещение балов, уличных мероприятий, на которые приглашаются все сливки деревни (плюс высокопоставленные друзья главного героя) не обходятся без роковых красавиц, томных взглядов и признаний в любви после прямого зрительного контакта. Сейчас это может читаться дико (как и в «Короле в желтом»), но втянувшись, можно будет сразу определить глубину, правдивость и чувственность тех или иных отношений. Логично предположить отправной точкой безусловную любовь подопечных к графу.
Кто он, не знаю, боюсь его, ненавижу… и жду. Он входит как властелин, обнимает, ласкает меня, шепчет: «Твоя любовь вернула мне молодость и жизнь…» И правда, он помолодел на вид: розовый, губы красные, но… стало еще противнее. Все вокруг колышется, и я каждый раз замираю, и чем кончается, и как он уходит – я не знаю. Карло хотел позвать доктора, но я не смею: “он” рассердится.
Истории Гарри могло и не случиться – был бы очередной богатый помещик, переехавший в родовое гнездо, устраивающий охоту, пляски, веселье; нашел бы себе жену, завел детей и вот, обычная жизненная история. Но поместье по наследству хранит много тайн, и верные друзья Гарри, сами того не желая и не подозревая выпускают в мир страшное зло, от которого нет лекарственного спасения, а сама ситуация с каждым днем будет только усугубляться. Открытие потаенных комнат, разграбление усыпальниц, нахождение гробниц – лишь те, немногие развлечения, которые позволили роману перетечь из русла уныния и обыденности и превратиться в бушующий водопад происшествий.
Она чахла и вяла у меня на руках. Вся моя латинская кухня была бессильна вернуть ей румянец на щеки и губы. Она явно умирала, но глаза ее блестели и жили усиленно, точно все жизненные силы ушли в них.
Серия Horror Story, по крайней мере то, что пока в ней прочитал, очень привлекает своими романами, написанными чуть ли не два века назад. Разбавление новомодной хоррор-литературы такими классическими (или нет) произведениями очень помогает не перегореть и не пробовать уйти с головой в фантастические или любовные драмы, которые появляются чаще и печатаются охотнее, чем выходит серия понравившегося сериала. Такие романы стоит читать хотя бы для общего развития, ведь все нравиться не может, и найти для себя интересующий жанр, автора или конкретно книгу – многого стоит.
Мой старик посоветовал перемену места. Вот и пригодились отделанные комнаты! Надо прислать только, так сказать, «текущий инвентарь» из кружев, лент, цветов и т. п. Лючия обещала все это устроить. Уж извини, знаю, что вашему брату, ученым, баба одна помеха.
Качество издания у РИПОЛ классик получилось отменным. Тяжелая глянцево-матовая обложка с белоснежными легкими страницами, с красивым артом на обложке, приманивает взгляд и гипнотизирует на покупку. Книга выходила уже не один десяток раз, поэтому рассчитывать на косяки в редакторской работе не приходится. Плюс, неоправданно высокая цена позволяет надеяться на «качество». Если в тексте не хватает точки или окончание предложения путается в трех последовательных знаках препинания – это стилистика автора – текст был написан именно так.
Высокая, стройная, с чудным цветом лица и лучистыми, черными глазами, она заслуживала вполне название красавицы. Черные волосы были высоко подобраны под жемчужную сетку, и красивый большой гребень удерживал их на макушке. Его резной край, тоже с жемчугом, как корона, поднимался над передними волнами волос. Белое шелковое, затканное серебром платье, фасона Екатерины Медичи, высказывало стройность фигуры, а большой воротник настоящих кружев, с драгоценными камнями, был хорошей рамкой для белой шеи. В руках ее были розы. Напротив висел портрет мужчины. Белокурый, прекрасно одетый, он, казалось, даже с портрета любовался своей соседкой и обожал ее.
Как мне кажется, этот роман стоит добавить в список классической литературы для школьного изучения (на уровне с Дракулой). Книгу можно разбирать на составные части для более глубокого изучения (письма Карло достойны пристального внимания). Статей по «Вампирам» не так много, но пара, которая попалась на глаза, разбирает стилистику романа, сопоставляя текст с классиками литературы тех лет. В данной книге все хорошо (даже без восторженного детского воспоминания), поэтому можно советовать ее не только для приобретения, но и обязательного прочтения.
Веселье, ничем не нарушаемое, царит в залах, гости по-прежнему танцуют, пьют, любезничают. Только хозяин стал холоднее; он не замечает ни страстных взглядов, ни вздохов, ни милых улыбок, которыми щедро дарят его красивые и некрасивые особы женского пола. Он молча бродит по комнатам.
10.11.2022
Все обзоры книг